...

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

...
НОВОСТИВИДЕО-НОВОСТИДОСКА
ОБЪЯВЛЕНИЙ
АНОНСЫНАЦИОНАЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАВОВЫЕ
ДОКУМЕНТЫ
ФОРУМПРОЕКТЫНАРОДНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ
УРОКИ
ЯЗЫКА
КАЛЕНДАРЬ
ПАМЯТНЫХ
ДАТ
БИБЛИОТЕКАМИНИ-МУЗЕИКАРТЫФОТОАРХИВФИЛЬМОТЕКАФОНОАРХИВМУЗЫКАЛЬНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
ТРАДИЦИОННАЯ
КУХНЯ
НАРОДНЫЕ
КОСТЮМЫ
ОРНАМЕНТЫССЫЛКИ

 

ВЕПСЫ

Автор статьи Строгальщикова З.И.

Самоназвание «вепсь», «бепся», «людиникад», «вепслайне». Русские, наряду с названием «весь» употребляли этноним «чудь», использовавшийся для всех прибалтийско-финских народов. Вепсский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе, имеет три диалекта: северный, средний и южный. Вепсы относятся к беломорско-балтийскому типу большой европеоидной расы.

Современная численность вепсов (2002 г.) составляет 8 240 человек. Вепсы живут на территории России тремя отдельными группами между озёрами Ладога, Онежским и Белым - на юго-западном побережье Онежского озера (бывшая Вепсская национальная волость Республики Карелия- 4,9 тыс. человек), в сопредельных районах Ленинградской области (Подпорожский, Лодейнопольский, Тихвинский и Бокситогорский – 2 тысячи человек) и северо-западных районах Вологодской (Бабаевский и Вытегорский) области – 400 человек. Между южной и средней группами вепсов поддерживаются некоторые связи, но северных вепсов отделяют от остальных река Свирь и цепочка русских деревень.

Территория традиционного расселения вепсов в Ленинградской области находится в пограничных местностях четырех районов Ленинградской области: Подпорожского (Винницкое сельское поселение, Вознесенское городское поселение), Бокситогорского (Радогощинское сельское поселение), Лодейнопольского (Алеховщинское сельское поселение) и Тихвинского (Пашозерское сельское поселение).

По данным переписи 2002 года вепсское население в Ленинградской области составляло 2013 человек. Из них 503 человека в городской местности и 1510 -  в сельской. За период между переписями 1989 и 2002 года вепсское население Ленинградской области резко сократилось: в сельской местности на 55,3%, в городах и поселках городского типа на 43,9%.

История вепсов.

В нашем распоряжении мало сведений, связанных с историей вепсов, иногда источники молчат о них на протяжении целых долгих столетий. Этнонимы Vas, Vasina в хронике Иордана VI в. н. э., вероятно, относятся к вепсам. Этноним и топоним "весь" в русских летописях, по всей. видимости, обозначающий край, населённый различными племенами и народностями, но имеющий своё лицо, приобретает местное значение в этом регионе уже с IX в. Летопись упоминает весь среди тех народов, которые призвали варягов (викингов) княжить в Новгороде. Наряду с названием "весь" русские употребляли по отношению к вепсам и общее имя "чудь", использовавшееся для обозначения всех прибалтийско-финских народов. Возможно, название "северная чудь" скорее всего относилось к вепсам. Жителями Бьярмии, многократно упоминаемой в скандинавских сагах, могли быть, по мнению отдельных учёных, члены племени предков вепсов. Путевой дневник арабского путешественника Ибн Фадлана (X в.) упоминает вепсов под именем "вису". Религиозный историк Адам Бременский в гамбургской истории церкви, написанной в Х в., и "Gesta Danorum" ("Деяния данов") Саксона Грамматика XII в. упоминают народ vepse ("вепсе").

Нам известно и об археологических находках, относящихся к вепсам. На юго-восточном берегу Ладожского озера, в устье рек Волхов и Свирь, было обнаружено множество захоронений эпохи, предшествовавшей заселению этой местности славянами, т. е. датируемой 950-1100 гг. Найденные в могильных курганах скандинавские украшения и оружие указывают на торговые связи местного коренного финно-угорского населения с Западом. Помимо этого, вепсы поддерживали связи с жившими восточное народами - родственными им коми-зырянами и мерей.

С конца Х в. -до начала XII в. древняя Весь расширялась в восточном и северном направлениях и достигла восточного берега озера Ладоги. Вскоре после этого название "Весь" исчезает из русских летописей, из чего русские историки прошлого века сделали вывод, что весь постигла та же участь, что и мерю и мурому, т. е. они растворились среди русского народа. Однако вепсский народ продолжал и дальше жить на своих традиционных территориях, где ему удавалось успешно сохранять свои особенности и этническую самостоятельность. Вследствие русской колонизации южная часть населенного вепсами края к началу XI в. оказалась заселённой по преимуществу русскими, вепсы были обращены в православие, а на их землях строились монастыри. Из-за постоянно возраставшего бремени феодальных повинностей и принудительного обращения в православную веру многие вепсы бежали на север и северо-восток в течение всего XV в. и даже позднее. Большинство из них приняли участие в этногенезе других народов.

Движение русских переселенцев достигло более северных земель вепсов в XIV-XV вв. Поселения исконно финно-угорского населения превратились в небольшие островки среди многочисленных новых русских сёл и деревень. Летописная весь, которая не дошла в свое развитии до образования самостоятельного государства, постепенно превратилась в осколок некогда существовавшего народа. Часть живших между Ладожским и Онежским озёрами вепсов ассимилировалась с карелами, и, таким образом, возникли олонецкий и людиковский диалекты карельского языка (последний некоторыми лингвистами считается самостоятельным языком).

Вепсы традиционно были земледельцами, использовали систему подсечного земледелия, а также важное значение в этом богатом рыбой и пушным зверем крае имели рыболовство и охота. В начале XVI в. один путешественник свидетельствовал, что в окрестностях города Белозерска жители говорят по-вепсски, но большинство из них понимает и по-русски. В начале XVIII в. царь Петр Великий основал железоделательные и оружейные заводы близ Онежского озера (Петрозаводск). Вепсы познакомились с фабрично-заводским трудом. До этого они славились и как искусные бродячие ремесленники (резали по камню и дереву, делали глиняную посуду, плели лапти).

После долгих лет забвения финский учёный А. И. Шёгрен вновь открыл вепсов для науки в 1824 г. В 1920-х гг. в среде вепсов развернулось движение за возрождение народа. 24 деревни получили статус национальных вепсских, были созданы два национальных округа. Однако до создания третьего национального округа уже не дошло. Открылись национальные вепсские школы. Создать вепсский литературный язык и письменность на основе латинского алфавита было поручено Отделу малых народностей при исполкоме Ленинградской области. Первая азбука появилась в 1932 г. Между 1932-1937 гг. увидело свет порядка 20-30 книг на вепсском языке, в большинстве своём это были учебники. Вепсские дети, проживавшие на территории Карельской АССР возле Онежского озера, подобно карелам, обучались в школах на финском языке, обучение на вепсском языке у них продлилось всего два месяца.

В 1937 г. сталинский террор коснулся и вепсов. Была запрещена любая связанная с вепсской культурой деятельность, языком образования и культуры стал русский. Вепсские школы были закрыты, издание книг прекращено, учебники сожжены, на вепсов (главным образом интеллигенцию) обрушились репрессии. Национальные округа и деревни были ликвидированы, началась принудительная ассимиляция вепсов. Во время второй мировой войны финны оккупировали территории проживания северных вепсов на берегах Онежского озера, было введено финское административное управление и система школьного обучения на финском языке. Добровольцы-вепсы служили в батальоне родственных народов финской армии, а по окончании войны Советский Союз потребовал выдачи всех их поголовно.

Численность вепсского народа с 1897 по 2002 гг. изменялась следующим образом:

  • 1897 - 25 284 чел.
  • 1926 - 32 773 чел.
  • 1939 - 32 000 чел.
  • 1959 - 18 400 чел. (владение родным языком - 46,1%)
  • 1970 - 8 281 чел.
  • 1979 - 8 094 чел. (владение родным языком - 38,4%)
  • 1989 - 12 501 чел.
  • 2002 – 8240 чел.

Достоверность данных переписи населения вызывает сильные сомнения, так как многие побоялись назвать себя вепсами, с другой стороны, некоторые местные власти часто объявляли вепсов русскими.

Несмотря на компактность проживания, территория расселения вепсов была административно разделена: сначала между Олонецкой и Новгородской губерниями, затем с 1924 г. между Карельской АССР, Ленинградской и с 1937 г. Вологодской областями. Разделение отрицательно сказалось на формировании национального самосознания и явилось одним из главных препятствий для создания в 1920-е годы единой вепсской территориальной автономии.

Территория традиционного расселения вепсов расчленяется путем включения ее в различные административно-территориальные образования. Так вепсские земли в Ленинградской области оказались на стыке четырех районов: Подпорожского, Лодейнопольского, Тихвинского и Бокситогорского, а в Вологодской - двух: Вытегорского и Бабаевского. В результате в период ликвидации "неперспективных" деревень вепсские деревни, как окраинные, первыми обрекались на ликвидацию и переселение. С 1953 по 1958 гг. из Вологодской области было полностью выселено население шести вепсских сельских советов (около 6 тыс. человек).

 

Культура вепсов

Вепсы традиционно были земледельцами. Важное значение в богатом рыбой и пушным зверем крае имели рыболовство и охота, превратившиеся со временем наряду со сбором грибов и ягод в подсобные промыслы. В XVIII в., когда Петр 1 основал железоделательные и оружейные заводы близ Онежского озера, вепсы познакомились с фабрично-заводским трудом. Славились они и как искусные ремесленники - резчики по камню и дереву, гончары; отхожими промыслами были также лесозаготовка, сплав, бурлачество.

Традиционное жилище и материальная культура вепсов близки к северорусским, но дома отличаются Т-образной планировкой связи жилой части с крытым двухэтажным двором; в интерьере избы стол занимает т. н. финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение. Для женской традиционной одежды характерно бытование юбочного (юбка и кофта) и сарафанного комплексов. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво, хлебный квас.

До 20-х гг. нашего столетия сохранялись архаичные социальные институты - сельская община и большая семья. Семейные обряды в целом сходны с северорусскими, но для свадебной церемонии характерно ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника, в похоронной обрядности выделяется два типа похорон - с причитаниями и с "веселением покойника".

В XI-XII вв. среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись языческие верования. В фольклоре вепсов оригинальны предания о древней чуди, в народной хореографии - танец с ложками. У вепсов не сохранилось эпических поэм, и учёным-фольклористам удалось записать у них лишь относительно небольшое количество народных песен.

Современное состояние

Миграция привела к резкому старению вепсов на этнической территории и значительно подорвала потенциал для его дальнейшего этнического воспроизводства. Но утрата вепсского языка приводит к стремлению подчеркнуть его значимость как одного из символов этничности.

В Карелии «возврат» вепсов к языку своей национальности как родному проявился уже с конца 1970-х гг. Между переписями 1970 и 1979 гг. происходит рост доли вепсов с родным вепсским языком: с 31,8 до 35,8%, особенно рост наблюдался на селе — с 25,0 до 42,5%. Эта тенденция сохраняется и в 1989 г. Еще большую приверженность к своему языку продемонстрировали в 1989 г. вепсы Вологодской области: его назвали родным 91,4%, а в Ленинградской области — 74,8%. Процесс «возвращения» у вепсов интереса к своему языку отражает чрезвычайную подвижность и зависимость самосознания малочисленных этнических общностей от внешних факторов, способных оказывать на него как разрушающее, так и стимулирующее воздействие.

Серьезную тревогу вызывает будущее вепсов в селах Ленинградской области: там доля детей до 15 лет составляет всего 4,0% (60 чел.), а лица старше трудоспособного возраста — 59,0% (892 чел.), средний возраст равен 64,2 года, тогда как в Карелии — 48,7 лет. В 1989 г. не наблюдалось существенной разницы в возрастной структуре вепсов в селах Карелии и Ленинградской области, поэтому такие различия к 2002 г. в темпах убыли вепсского сельского населения между данными регионами можно объяснить либо влиянием значительно худших по сравнению с Карелией социально-экономических условий жизни в вепсских селах Ленинградской области, либо неточным учетом вепсов в 2002 г.

В Ленинградской области вепсским языком владели 2 386 чел., среди них вепсов 1 413 (59,2%): из вепсского сельского населения свой язык знали 1 157 чел. (76,6%), в городах — 256 чел. (50,4%). В то же время в области зафиксировано 973 представителя других народов, владеющих вепсским языком. На фоне резкой убыли в области вепсов этот факт может объясняться возможной сменой у них (при сохранении знания языка) этнической идентификации, либо недостоверным учетом при переписи.

В Республике Карелия реализация мероприятий по развитию вепсского языка и культуры осуществлялась в рамках целевой республиканской программы "Возрождение и развитие языков и культуры карелов, вепсов и финнов Республики Карелия" (утверждена 30 января 1995 года Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия № 50 на 1995-1996 годы и продлена Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 21 января 1997 года № 41 до 2000 года). Издательская деятельность финансируется также и по "Программе поддержки культур родственных народов", утвержденной Правительством Финляндской республики. С 2002 г. действует постановление Правительства РК "О Мероприятиях по национальному развитию и межнациональному сотрудничеству народов, проживающих в Республике Карелия, на 2002-2005 годы" от 12 сентября 2001 г. № 191-П. В настоящее время Республика Карелия по существу является координатором и одновременно основным исполнителем всех мероприятий по возрождению и развитию в целом вепсского народа. В Карелии издается вся учебная и художественная литература, периодическая печать на вепсском языке, ведется подготовка будущих учителей родного языка специалистов по вепсскому языку из числа вепсской молодежи из всех регионов проживания вепсов, ежегодно проводятся межрегиональный конкурс "Знатоков вепсского языка", в котором принимают участие ученики всех школ, где изучается вепсский язык, курсы для учителей вепсского языка.

На межрегиональном совещании 1988 года возникло предложение о создании вепсского автономного округа. В результате осмысления этой проблемы и реальных практических действий оказалось, что в современных условиях наиболее целесообразно решение национально-территориальных вопросов в рамках уже существующих субъектов Российской Федерации. В итоге в Вологодской области возник Куйский вепсский национальный сельский совет.

Вопрос о восстановлении Шелтозерского района как особой национально-административной единицы начал активно обсуждаться с 1987 года.

22 ноября 1991 года в республике Карелия был принят Закона "О правовом статусе национального района, национальных поселкового и сельского Советов в Республике Карелия", предусматривающий возможность образования по итогам местных референдумов национально-территориальных образований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов (карелов, вепсов) и предоставляющий им дополнительные гарантии для развития национальных языков и культур, сохранения среды их обитаний. В соответствии с Законом были преобразованы в вепсские национальные сельсоветы: Шелтозерский сельский Совет Прионежского района (Постановление Верховного Совета Республики Карелия № XII-14/396 от 10 сентября 1992 года), Рыборецкий сельский Совет Прионежского района (Постановление Верховного Совета Республики Карелия № XII-18/531 от 1 июня 1993 года), Шокшинский сельский Совет Прионежского района (Постановление Верховного Совета Республики Карелия № XII-18/532 от 1 июня 1993 года).

В декабре 1993 года в связи с началом реформы местного самоуправления и, основываясь на статье 131 Конституции Российской Федерации об осуществлении местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций и самостоятельным определением населением структуры органов местного самоуправления, депутаты трех вепсских сельских Советов приняли решение об объединении их в Вепсскую национальную волость как самоуправляющуюся территорию (муниципальное образование). По их просьбе Верховный Совет Республики Карелия принял Постановление № XII-23/623 от 20 января 1994 года "Об образовании Вепсской национальной волости". Волость зарегистрирована в Федеральном реестре муниципальных образований Российской Федерации 21 октября 1998 г. № 000003.

Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия № 985 от 02.12.1996 г. Вепсская национальная волость получила статус самостоятельной административной единицы, т.е. имела право формировать выборные органы местного самоуправления, иметь закрепленную за ней территорию. право формировать свой бюджет, иметь муниципальную собственность и право контроля за распределением природных ресурсов на своей территории.

С 2002 г. в соответствии с новым законодательством РК представительство вепсов в Законодательном Собрании РК стало проблематичным. Согласно новому Уставу Вепсской национальной волости, избирается Волостной Совет из 9 человек, который, в свою очередь, нанимает на конкурсной основе Главу администрации Вепсской национальной волости. Волость перестала быть административно-территориальной единицей и остается национальным муниципальным образованием.

Национальное самосознание у вепсов выражено в слабой степени, их ассимиляция с русскими находится на весьма продвинутой стадии, т. к. образ жизни, занятия, вероисповедание, обычаи и т. д. давно уже одинаковы у обоих народов. Весьма сильно и влияние русского языка, которое проявляется в выговоре и в бесчисленных заимствованиях. Носители вепсского языка в настоящее время почти без исключения двуязычны. Процесс ассимиляции в большой мере усилился под воздействием национальной политики, введения коллективизации, укрупнения колхозов и уничтожения малых деревень.

Во второй половине эпохи перестройки перемены коснулись и вепсов. Во время проведения переписи населения в 1989 г. уже большее количество жителей осмелилось назваться вепсами. В 1988 г. в Петрозаводске состоялась вепсская конференция, а в 1989 г. было создано Общество вепсской культуры. В нескольких дошкольных учреждениях, в школах началось изучение вепсского языка, который с 1991 г. можно учить также и в Петрозаводском педагогическом институте. Изданы букварь, учебники и словари на вепсском языке. Началась работа по обновлению и совершенствованию языка. В последнее время вепсы стали протестовать против разработки и добычи местных природных богатств (кварца, природного камня, леса), которые ведутся приезжим рабочими на местных филиалах предприятий из дальних регионов.

В Ленинградской области национальная работа среди вепсов сосредотачивается в Центре вепсского фольклора (пос.Винницы), в Подпорожском краеведческом музее и Санкт-Петербургском Вепсском Обществе. На базе института народов севера при Педагогическом Университете им.Герцена организовано обучение вепсскому языку, но выпускники не возвращаются в вепсские деревни. Факультативное обучение вепсскому языку в сельской местности проводится при поддержке вепсов Карелии.

1997 г. - вепсы Карелии были признаны коренным народом Баренцового региона и стали участником рабочей группы по вопросам коренных народов Баренцового Евроарктического региона.
2000 г. - вепсы получили статус коренного малочисленного народа РФ.
2006 г. – вепсы внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.