...

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

...
НОВОСТИВИДЕО-НОВОСТИДОСКА
ОБЪЯВЛЕНИЙ
АНОНСЫНАЦИОНАЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАВОВЫЕ
ДОКУМЕНТЫ
ФОРУМПРОЕКТЫНАРОДНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ
УРОКИ
ЯЗЫКА
КАЛЕНДАРЬ
ПАМЯТНЫХ
ДАТ
БИБЛИОТЕКАМИНИ-МУЗЕИКАРТЫФОТОАРХИВФИЛЬМОТЕКАФОНОАРХИВМУЗЫКАЛЬНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
ТРАДИЦИОННАЯ
КУХНЯ
НАРОДНЫЕ
КОСТЮМЫ
ОРНАМЕНТЫССЫЛКИ

ИЖОРСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУХНЯ

Автор статьи Конькова О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свадебный хлеб

Традиционной ижорской свадьбе пульмад предшествовал особый обряд куббээлид. Смысл его заключался в изготовлении особого свадебного каравая куппээлилейбя (хлеб «куппээли») в доме невесты (а по некоторым сообщениям, и в доме жениха). Это исключительно женский обряд, на который собирались только замужние женщины и сама невеста. Его проводили или за два до свадьбы или прямо в канун свадьбы. Утром каждая невеста и две ее «свадебные помощницы» корвойд,шли через всю деревню, приглашая женщин на  куббээлид. На Сойкинском полуострове в деревнях Савимяги (Глинки) и Вэнаконтса (Водский конец - Пахомовка) девушки при этом пели:

Tulkaa naiset kupelille,

Tuokaa voi

ta tullessaa,

Kananmunat kailassa,

Kannikaotsa käessää,

Piiraaotsat pijossaa...

Приходите, женщины, на куббээлид,

Приходя, приносите масло,

Куриные яйца подмышкой,

Куски краюх в руках,

Куски пирогов в горстях…

 

Благословение свадебным хлебом 1926 г.

Идя на куббэлид, приглашенные женщины начинали петь прямо на деревенской дороге, печалясь, что в столь раннем возрасте девушка становится невесткой и ее ждет тяжелый труд. Выпечка свадебного каравая было очень важно для невесты, ведь, участвуя в этом обряде, она уже примыкала к группе замужних женщин – т.е. занимала «промежуточное» социальное положение.

Такой хлеб готовили невесте три замужние женщины, у которых первым ребенком был именно мальчик. Есть сведения, что при замешивании теста каравая, невеста причитывала, а собравшиеся женщины «нескромно» шутили. Помещая хлеб в печь, замужние женщины должны были вместе держаться за хлебную лопату. Иногда невеста обращалась с вынутым из печки         караваем, как с маленьким ребенком.

Куппээлилейбя выпекался в виде высокого большого ржаного каравая диаметром 30-40 см. Но самое главное, что отличало его от обычных будничных ржаных хлебов – это его орнаментация. Свадебный каравай непременно украшался особым орнаментом – «кружками» или «ямками» (или и теми и другими одновременно). Самый распространенный орнамент – концентрические круги с ямками посередине. Самый большой внешний «кружок» делали при помощи «вдавления» краев стакана. Поменьше – «рюмки», а ямку внутри наносили пальцем. Иногда наверх каравая при выпечке помещали вдавленную монету, а потом на оставшееся после нее углубление помещали яйцо или солонку. Многие ученые считают, что такой «дырчатый» орнамент напрямую связан с идеей «женского плодородия» (вспомните и шутки эротического содержания при приготовлении куппээлилейбя). Не случайно и узор на ижорских и водских свадебных кадках-сундуках пуйнэ имеет форму кружков-отверстий. Это очень любопытное и важное предположение: ведь именно у местных народов – ижор, води, ингерманландских финнов – роль женщины в культуре была несравненно высока. Так, 95% известных ижорских песен записано именно у женщин. Всеми признавался и абсолютный авторитет женщины-хозяйки в водских и ижорских семьях (в отличие от традиционного в русских семьях главенствующего положения отца-хозяина). И в домах ингерманландских финнов женщины пользовались огромным уважением. Возможно, именно поэтому в магии плодородия, которая должна была сопутствовать всем свадебным обрядам, у води, ижор и местных финнов главными были символы не «мужского», а «женского» облика.

Свадебным хлебом куппээлилейбя родители невесты благословляли молодых после так называемого «выводного» стола перед их отъездом. На Сойкинском полуострове и в доме жениха уже его родители встречали молодых после венчания с таким же свадебным караваем. После свадьбы хлеб делили и съедали сообща всем «свадебным народом».

Ристилейбя

Древний ржаной хлеб ристилейбя («крестовый хлеб») выпекали в особые дни – чаще всего в среду четвертой недели Великого поста. На такой круглый хлеб диаметром до 20 см и высотой «в четыре пальца» иконой, взятой из «святого» угла дома, наносили  изображение равноконечного креста, а потом ставили в печь. Им угощались в праздник Эйяпяйвя (Пасха Христова). А часть «крестового» хлеба берегли до праздника Юрги (Юрьев день), который праздновали 6 мая (23 апреля по ст. стилю). Этот день был одним из самых главных в праздничной культуре ижор – именно в Юрги хозяйки первый раз в новом году ранним утром выгоняли скотину на пастбище, совершая при этом древние магические обряды, которые должны были защитить домашних животных от лесных зверей и сглазу до осени. Если Юрги был холодным днем, или весна была поздней, коров все равно хоть на час выгоняли из хлева. По возвращении им скармливали часть припасенного  ристилейбя, чтобы животные были здоровы. Поэтому иногда такой хлеб называли юринлейбя  («юрьев хлеб»).

Киурулейбя

Киурумпяйвя («день жаворонка») был особым весенним праздником у ижор и финнов на Сойкинском полуострове и в нижнелужских деревнях. Мы не знаем, имел ли он в прежние времена четкую дату: пожилые ижорки относят этот праздник то ко времени выпечки особого хлеба, то ко дню, когда этот хлеб скармливали птицам на полях. Где-то праздник киурумпяйвя отмечали посередине предпасхального поста. В некоторых деревнях этот день выпадал на церковный праздник 40 великомученников 22 марта (9 марта по ст. стилю). Другие вспоминают, что его праздновали на Благовещенье пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по ст. стилю). День Благовещения был в крестьянской традиции народов Северо-Запада днем начала весны, днем «открытия земли», пробуждения ее ото сна, выхода из земли змей, лягушек и насекомых, пора пробуждения пчел и медведей, и, главное, прилета птиц.

Хозяйки в киурумпяйвя выпекали в печи особые небольшие хлебцы из ржаной муки на дрожжах и постном масле. В дер. Савимяги (Глинки) на Сойкинском полуострове отмечали, что в состав такого хлеба должно входить 12 компонентов («как в Святой дюжине»): кроме воды, муки и соли – святая вода, куски золы и т.д. Если хлебец был диаметром 10-15 см, то его назвали киурулейбя, а если совсем тонкий и небольшой, диметром 10-15 см, то - киурукакку («хлеб жаворонка»). На такие круглые хлебцы обязательно наносили узоры. Чаще всего это было просто изображение креста, сделанное ножом – тогда хлебец ничем не отличался от описанного выше «крестового хлеба» ристилейбя. Реже  среднюю часть круглого хлебца вытягивали вверх – получался «клюв». Еще реже хозяйка делала киурулейбя из двух перекрещенных полосок теста, пальцем оставляя в месте их пересечения углубление.

Такие хлебцы сохраняли в «святом» углу дома, на полочке с иконой, вынося на поля в день первого прилета жаворонков. Иногда хлеб разламывали и насыпали мелкие кусочки на камни, чтобы птицы поели, набрались сил и «красиво запели», только тогда «снег растает и все расти будет». Порой киурулейбя делили на три части: одну разламывали на мелкие кусочки и раскидывали на ветру («эта часть – Богу»), другую бросали на землю («чтобы земля растила хлеб»), и лишь третью часть оставляли на камнях жаворонкам.

К началу ХХ в. этот день постепенно стал «детским» праздником: рано утром матери выпекали маленькие хлебцы, иногда уже в форме птичек. Дети шли в поля кормить птиц, подзывая их песнями. Тогда, считалось, хлеба станут хорошо расти. 

Сатула

У ижор особо почитался  «конский праздник» в день Лаари (день Св. Флора и Лавра) 18 августа (31 августа по ст. стилю). Днем из ржаной муки выпекался особый небольшой хлеб сатуласаттуула («седло») с рисунком креста и со вставленным в середину яйцом. Лошадь гладили им по спине, чтобы она была гладкой и круглой, как яйцо. Затем сжатые снопы и сам хлеб давали лошади, а яйцо съедал тот, кто ухаживал за ней. Лошадей в день Лаари на работе не использовали, давали им отдохнуть.

Ламмазлейбя

Готовили обрядовый хлеб православные жители Сойкинского полуострова и Нижней Луги и на праздник Настосья (день Св. Анастасии) – 11 ноября (29 октября по ст. стилю). Это был женский праздник - ведь св. Анастасия считалась покровительницей овец, а именно хозяйкам приходилось о них заботиться. К этому дню варили пиво, а в домах побогаче резали специально выращенную к этому дню овцу. Для овец пекли особое печенье с изображением креста, но уже без яйца (как для лошадей в день Лаари).

 

Автор статьи Конькова Ольга Игоревна (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН)

© Конькова О.И., 2014

 

Kuronen A. Inkerin keittiö. Ruokaperinnettä ja –ohjeita. Helsinki, 2002. S. 83.

Косменко А.П. Текстильные изделия в свадебной обрядности ижорцев // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988. С. 49.

Kuronen A. Inkerikot. Historia, uskonto ja perinne. Joensuu, 2008. S. 119.

Из беседы с Е.Р. Севастьяновой, 1927 г.р.,  из дер. Вэнаконтса на Сойкинском полуострове (Пахомовка Кингисеппского района).

Из беседы с А.Н. Сергеевой. 1925 г.р., из дер. Харккола  на Сойкинском полуострове (Нов. Гарколово Кингисеппского района).