...

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

...
НОВОСТИВИДЕО-НОВОСТИДОСКА
ОБЪЯВЛЕНИЙ
АНОНСЫНАЦИОНАЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАВОВЫЕ
ДОКУМЕНТЫ
ФОРУМПРОЕКТЫНАРОДНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ
УРОКИ
ЯЗЫКА
КАЛЕНДАРЬ
ПАМЯТНЫХ
ДАТ
БИБЛИОТЕКАМИНИ-МУЗЕИКАРТЫФОТОАРХИВФИЛЬМОТЕКАФОНОАРХИВМУЗЫКАЛЬНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
ТРАДИЦИОННАЯ
КУХНЯ
НАРОДНЫЕ
КОСТЮМЫ
ОРНАМЕНТЫССЫЛКИ

ЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ БАБАЕВСКИХ ВЕПСОВ





В д. Слобода Пондальского прихода существовал праздник, который переводится с вепсского на русский, как «День хозяйки» (Emagan päiv). В этом празднике разрешалось участвовать только женщинам. Проходил он 15 августа (по старому стилю), в день Успения Пресвятой Богородицы. В этот день женщины приносили в местную часовню свои заветы, некоторые пригоняли скот, обмывали его в реке. Освящённую воду приносили домой и окропляли ею скот. 
А в летнее-осенний период у куйско-пондальских вепсов проходили и другие заветные праздники, основным содержанием которых были коллективные трапезы с закланием баранов или быков. Причём соблюдение их считалось обязательным, иначе, как полагали местные жители, «наш скот съедят волки, и мы останемся без скота», «весь хлеб высохнет, сгорит на поле». 
В ряде пондальских деревень праздник с закланием животных проходил в Ильин день (20 июля – по старому стилю). Для заклания выбирали бычков без единого пятнышка и обязательно красного. После забоя скота жители варили мясо в котлах и всей общиной съедали его возле Ильинской церкви. После трапезы все обязательно посещали кладбище и поминали усопших. 
А в деревнях поселений Куя и Войлахта коллективные трапезы с жертвоприношениями животных проходили 2 раза: первый раз в первое воскресенье после Петрова дня (29 июня – по старому стилю), затем в первое воскресенье после Успения. Праздники соответственно назывались – «малая слободская» и «большая слободская», по месту их совершения – Слободе, занятой хуторами, где была расположена Коршунская церковь, поэтому иногда праздники назывались ещё «малая коршунская» и «большая коршунская». Праздники подразделялись на большой и малый, скорее всего, по их значимости. Например, на «малую слободскую» было принято ходить пешком, а на «большую слободскую» ездили только на лошадях. В эти праздники, кроме заклания животных и коллективной трапезы, проводились и большие ярмарки. 
Появление ритуальных праздников в Куе, Пондале и Войлохте учёные связывают с легендой о двух оленях, которая гласит, что ежегодно в определённые праздничные дни приходили к месту жительства вепсов 2 оленя, одного из которых люди убивали, а другого отпускали на волю. Но вот однажды были убиты оба оленя, и с тех пор звери уже больше не приходили к людям, а в жертву стали приносить домашних животных.
Текст Ольги Балабан (группа "Вепсский край").

Новость опубликована 15.08.2018 г.