...

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

...
НОВОСТИВИДЕО-НОВОСТИДОСКА
ОБЪЯВЛЕНИЙ
АНОНСЫНАЦИОНАЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАВОВЫЕ
ДОКУМЕНТЫ
ФОРУМПРОЕКТЫНАРОДНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ
УРОКИ
ЯЗЫКА
КАЛЕНДАРЬ
ПАМЯТНЫХ
ДАТ
БИБЛИОТЕКАМИНИ-МУЗЕИКАРТЫФОТОАРХИВФИЛЬМОТЕКАФОНОАРХИВМУЗЫКАЛЬНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
ТРАДИЦИОННАЯ
КУХНЯ
НАРОДНЫЕ
КОСТЮМЫ
ОРНАМЕНТЫССЫЛКИ

"ЗЕМЛЯ НАША ВЕЛИКА И ОБИЛЬНА": ВЕПСЫ. ДРЕВНИЙ НАРОД НАШЕЙ ЗЕМЛИ.

 

Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ Надежда Дроздова съездила на главный вепсский праздник и изучила историю народа, упоминаемого в «Повести временных лет». Ведь еще в 862 году князь Рюрик вместе с братьями Синеусом и Трувором откликнулись на предложение заморских соседей, которые пригласили их на княжение. В свои земли варягов звали чудь, словене, кривичи и весь.

Чудь является собирательным древнерусским названием племён и народов води, веси и мерян. В «Повести временных лет» в переводе Дмитрия Лихачёва отмечено: «чудь сидят близ моря Варяжского» (славяне так называли  Балтийское море), «а на Белоозере сидит весь». Именно от племени весь произошли вепсы и частично карелы. И если о втором этнониме мы чаще вспоминаем благодаря существующей ныне Республике Карелия, то вепсы сейчас живут  точечно на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей. Когда появились вепсы, какие изменения внёс XX век, как сейчас живёт этот малочисленный народ и что мы знаем о вепсской культуре? 

В прошлом вепсы были бесписьменным народом. О вепсах мы знаем, прежде всего, благодаря древнерусским летописям о чуди и веси, и это главные исторические источники. В них чуди и веси отводится исключительная роль в создании древнерусского государства. Владимир Пименов в издании «Вепсы: очерк этнической истории и генезиса культуры» написал:

«По крайней мере, из десяти финно-угорских народов, перечисленных в летописи, только чудь и весь упоминаются как участники призвания варягов».

НАЧАЛО 

Согласно «Повести временных лет», в 859 году варяги приплывали из-за моря и «взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей». Однако к 862 году все варяги были изгнаны, но приладожские народы не смогли жить самостоятельно: они регулярно воевали друг с другом.

«И  сказали  себе:  "Поищем  себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к  варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как  другие  называются  шведы,  а  иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси  чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней  нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший,  Рюрик,  в  Новгороде,  а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в  Изборске.  И  от  тех варягов прозвалась Русская земля».

Учёные придерживаются нескольких версий, кем были варяги. По одной из них, Рюрик – это  представитель датского рода конунгов. По другой – это викинги из средней Швеции. Русью называли княжеский род Рюрика, затем это имя перенесли на управляемый народ, а затем на государство. 

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ДО РЮРИКА 

К середине IX века сформировался крепкий племенной союз ильменских славян, чуди, мери и веси. Его называют славяно-финской племенной федерацией. Историк Евгений Носов отметил в издании «Рюрик — Ладога — Новгород // Ладога и истоки российской государственности и культуры. СПб»:

«…Роль личности в истории, несомненно, велика, но государство возникает не по желанию одного человека или группы лиц – будь они местными или приглашёнными "из-за моря". Оно выступает как форма социальной организации общества, которая является на определённой стадии его развития».

Договорные отношения являются, по мнению многих историков, предпосылкой предгосударственного образования. Дмитрий Лихачев говорил, что «для такого общего призвания нужен был союз, какая-то организация».

ЛАДОГА ИЛИ НОВГОРОД? 

Споры историков, продолжающиеся до сих пор на счёт первой столицы Древней Руси, постепенно рассеиваются после того, как выяснилось: строительство Ладоги началось в 753 году. Это определили по древнейшему спилу используемых деревьев. Самые ранние известные ныне учёным постройки Новгорода датируются лишь серединой IХ века. Исходя из этой информации, Рюрик начал править в Старой Ладоге, а затем возвёл Новгород.

В «Повести временных лет» написано:

«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз и взял Любеч, и также посадил мужа своего…. И пришли к горам Киевским…».

Стоит обратить внимание, что после смерти Рюрика Ладога остаётся важным городом для Руси, а народы, населяющие те края, были на особом положении. Зинаида Строгальщикова в книге «Вепсы. Очерки истории и культуры» отмечает, что после победы Олег не стал взимать дань у чуди и веси. Причиной тому была их значительная политическая самостоятельность в то время или его подчинение Ладоге. Также она добавляет, что изначально политические, культурные и экономические интересы веси были связаны с Ладогой, так как местное прибалтийско-финское население издавна занималось торговлей. 

ОТКРЫТИЕ ШЁГРЕНА 

Основатель российского финно-угроведения и академик Андерс Йохан Шёгрен пять лет путешествовал по России, Финляндии и Норвегии, чтобы побывать на местах расселения финно-угорских народов. В первый год поездки, в 1824 году Шёгрен побывал у вепсов и открыл этот народ для науки. Он писал:

«В Олонецкой губернии объездил её южную оконечность, граничащую с Новгородской губернией, изучая одно из ответвлений финской народности, расселенной по обеим губерниям, которые местные русские назвали чудью и которая оставалась ранее совершено неизвестной языковедам и этнографам».

Учёный назвал вепсский язык самостоятельным в большой семье прибалтийско-финских языков, а самих вепсов определил как отдельный финно-угорский народ. Андерс Шёгрен впервые записал тексты на вепсском языке. Кроме того он связал чудь с древней весью. С тех пор началось изучение вепсов.

ЯЗЫК ВЕПСОВ 

Вепсский язык принадлежит к группе прибалтийско-финских языков. Один из создателей отечественного финно-угроведения Дмитрий Бубрих назвал «колыбелью» веси территорию между Волховом и Свирью. Здесь весь превратился в отдельную этническую группировку. Древние вепсы заселили новую для себя территорию окрестностей Ладоги, оттуда они шли на восток и северо-восток. Самые ранние вепсские поселения расположены по берегам реки Ояти, Капши, Паши и Свири.

Судя по топонимии, древний народ весь-чудь заселял ранее освоенные земли. До сих пор остаётся загадкой, кто жил в этом крае до прихода вепсов. Постепенно эти люди слились с вепсами. Именно от этого народа остались названия притоков реки Оять, которые совсем не свойственны вепсам: Шокша, Кузра, Капша, Курба. Зинаида Строгальщикова пишет:

«Аналогичные топонимы встречаются на Европейском Севере и даже на Урале и в Сибири, что дает основания строить самые разные предположения об их происхождении. Среди существующих гипотез есть и связывающая их истоки с языками поволжских финно-угорских народов, как ныне существующих, так и уже исчезнувших. Некоторые из топонимов зафиксированы на территории прошлого обитания летописного племени меря. От марийского слова шокш − ‘рукав, приток реки’ объясняют топоним Шокша: река и поселение с таким названием есть на вепсской и мордовской землях…».

Наследие Урало-Сибирского региона проявляется у вепсов во многом. Например, бронзовые подвески в погребениях – это наследие угро-самодийского населения. 

 

НОВАЯ ЖИЗНЬ 

Гражданская война в России не повлияла на демографическую ситуацию вепсов. Молодая советская власть начала проводить политику коренизации, в ходе которой оказывалось содействие этническому развитию нерусских народов. На особом счету были малочисленные бесписьменные народы и национальные меньшинства, которые не имели республик или округов.

Административно-территориальные реформы 1920−1930-х годов привели к разделению вепсских территорий между Карелией и Ленинградской областью. Так в Карелии в 1927 году для вепсов создали Шелтозерский национальный вепсский район, а в Ленинградской области – Винницкий национальный район. В 1930 году там проживало 14100 человек, из которых 62,4% были вепсами.

ПОЯВЛЕНИЕ АЛФАВИТА 

В Ленинградской области активно занялись бесписьменными народами после важнейшего решения в 1930 года о ликвидации неграмотности, а также введения в стране всеобщего образования. Нерусские народы могли стать грамотными при одном условии: если школьное образование будет проходить на родном языке. Необходимо было создать алфавит ижоре, вепсам, карелам и саамам. Дмитрий Бубрих, о котором ранее шла речь, отвечал в то время за финно-угорские языки. Людмила Королькова в труде «Из истории создания вепсской письменности (лингвистическая экспедиция Г.Х. Богданова 1931 г.) // Вепсы: на рубеже XX-XXI вв.» пишет:

«…несмотря на наличие в вепсском языке значительных схождений с «западно-финскими языками», он является самостоятельным языком, поскольку имеет смысловую, грамматическую и звуковую структуру, в общем отличную от звуковой структуры других западно-финских языков».

Специалисты разработали вепсский алфавит из 28 букв. Кандидат филологических наук Анна-Мария Муллонен в книге «Вепсская письменность//Прибалтийско-финское языкознание» писала:

«Письменность создавалась на базе говоров средневепсского диалекта, распространенного в Винницком и примыкающих к нему Капшинского и Оштинского районов, с учетом особенностей южного диалекта».

Для вепсов создавали учебники по вепсскому языку и краеведению, а также переводили на вепсский язык учебники по различным предметам. Зинаида Строгальщикова отметила:

«Переход вепсских детей на обучение на родном языке в Ленинградской области завершился к 1935  г. По официальной статистике, в 1935/1936 учебном году в 53 вепсских начальных школах обучались 2533 ученика, в 7 неполных средних школах – 554 ученика».

УСПЕХИ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ 

Переход к обучению на родном языке в начальной школе привёл к тому, что у учеников значительно повысилась успеваемость, ребята более полно и осмысленно освоили программу.

В газете «Вепсская правда» писали, что в деревнях Подовинники и Сарозеро «за 19 лет пролетарской революции порабощенная национальность вепсы стала неузнаваемой. В этих деревнях обучается в неполных средних школах 250 детей. Семь человек учатся в педагогических техникумах, тринадцать – в высших учебных заведениях. Скоро мы будем иметь своих инженеров и даже профессоров-философов». Однако до Советской власти здесь жил лишь один грамотный человек. Вепсы получили не только бесплатное образование и обучение на собственном языке. Спустя время здесь стали говорить о вепсской интеллигенции, которая растёт и набирается знаний.

1937-Й 

Говоря о национальных успехах, не стоит забывать, что Советский союз к 30-м годам был огромным государством. И хотя советской власти удалось подавить контрреволюционное Белое движение, повсюду в мире бродили милитаристские настроения. Финляндия давно уже не была дружественным государством, а Карл Густав Маннергейм строил знаменитую одноимённую линию в Карелии. Вот слова из Клятвы меча, которую Маннергейм произнёс в 1918 году:

«…я клянусь от имени той финской крестьянской армии, чьим главнокомандующим я имею честь быть, что не вложу свой меч в ножны, прежде чем законный порядок воцарится в стране, прежде чем все укрепления не окажутся в наших руках, прежде чем последний вояка и хулиган Ленина не будет изгнан как из Финляндии, так и из Восточной Карелии».

В противовес Ленину, который подарил Финляндии независимость, это звучало как настоящая угроза целостности Советской России. Простояв у руля страны несколько лет, Иосиф Сталин понял, что на северных территориях нужно действовать осторожно. Внешнеполитические обстоятельства складывались так, что Финляндия рассматривалась как потенциальный противник в предстоящей Второй Мировой войне. В связи с этим по отношению к финноязычным меньшинствам, которые родственны будущему противнику, стали проводить репрессии. В 1937 году в вепсских школах началось обучение на русском языке. В газетах писали, что искусственное насаждение вепсских и ижорских школ – это грубое извращение политики партии. Учебную литературу на вепсском языке изъяли из школ и библиотек. В школах больше не изучали историю, культуру и язык вепсского народа. Это была настоящая трагедия возрождающейся культуры, которую буквально по крупиночке собирали несколько лет.

Начались репрессии против организаторов национального образования. Под подозрение пали не только составители учебников, учителя, но даже выпускники вепсских школ.

Николай Антонов в книге «Финно-угорский мартиролог жертв государственного террора в СССР (вепсы и ижорцы)» сообщает:

«…в период Большого террора в 1937 − 1938 г. было арестовано 112 вепсов, из них 3 женщины. Большинство из них − 99 чел. – были расстреляны. Из остальных 13-ти, 5 умерло, 2 освобождены в 1945−1946 г., о других сведений нет».

В мае 1938 года советская власть ликвидировала в Ленинградской области как «искусственно созданные» все национальные районы и сельские советы. Вепсские не стали исключением.

Вепсы до сих пор считают этот краткий период времени особым в истории. Нина Зайцева пишет:

«…в нашей стране было сделано значительно больше, чем за целое столетие ранее: положено начало планомерному исследованию вепсского языка; организованы экспедиции к вепсам и начат сбор лингвистического материалы; зародилось вепсоведение».

ПОСЛЕ 1940-Х 

В ходе Второй Мировой войны вепсы понесли большие потери, как и весь Советский союз. Но не только это стало причиной ухудшения демографической ситуации на вепсских землях. После запрета преподавания на вепсском языке у местных жителей сформировалось негативное мнение о собственной идентичности, поэтому в ходе переписей населения они называли себя русскими, а не вепсами. Помимо прочего ассимиляция сделала своё дело: смешанные браки привели к тому, что «чистых» вепсов осталось крайне мало.

В начале перестройки вепсы вновь заговорили о своей этнической идентичности, однако беседы носили исключительно просветительский характер.

«Вепский вопрос» самым первым поднял рабочий из села Пондала Вологодской области Виктор Яшов. В 1986 году он отправил на радиопередачу письмо и подписался «Виктор Вепс». В нём он написал:

«Мы, вепсы, оказались на грани исчезновения, в полном неведении, – пишет автор, – нигде не можем найти ответа: по "чьей милости" попали в "нерентабельные" и "неперспективные", ликвидировано обучение вепсов на родном языке, почему при переписях вепсов записали русскими?».

Письмо обсуждалось властями Ленинградской, Вологодской области и Карелии, после чего было принято решение создать первый вепсский праздник «Древо жизни», а на следующий день провести научно-практическую конференцию по проблемам сохранения языка и культуры. Это произошло 14 и 15 июля 1987 года.

ПЕРЕМЕН! 

20 апреля 1989 года были утверждены алфавиты карельского и вепсского языков. Затем вепсский язык начали преподавать в школах. В 1990 году появились регулярные радио и телепередачи на вепсском языке, а в Петрозаводском государственном университете открыли кафедру карельского и вепсского языков. Стали издавать литературу о вепсах, в том числе – на вепсском языке. В 1993 году регулярно начали выпускать газету «Kodima» (в переводе на русский – «Родная земля»).

Впоследствии в 2000 году вепсов включили в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, а спустя шесть лет они вошли в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. В настоящее время численность вепсов не превышает 6 400 человек.

Праздник «Древо жизни» и поныне ежегодно проходит в селе Винницы Подпорожского района Ленинградской области. Название для фестиваля вепсской культуры выбрали не случайно. В мифологии древо жизни крепко связано с идеей вечного обновления. Так и вепсский народ, его культура и история живут, казалось бы, вечно, вопреки всем трудностям.

ДРЕВО ЖИЗНИ 

Ежегодно летом в Винницы приезжают жители Петербурга, Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, чтобы послушать вепсские сказки, насладиться вепсским пением и попробовать калитку и олудь. Конечно, для гостей праздника день, проведённый в вепсском крае, является развлечением. Однако для вепсов «Древо жизни» –  больше, чем просто праздник. Каждый раз проводя фестиваль, они доказывают, что сильны духом, а их культура развивается.

Для каждого праздника «Древо жизни» организаторы заранее придумывают тему. В 2018 году главной темой на вепсском фестивале стали сказки. 11 июня перед гостями села Винницы выступил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Вокруг сцены собрались десятки людей, где для них показывали театральные постановки, исполняли песни и поздравляли с праздником.

Гости праздника гуляли по Винницам, изучали местные достопримечательности, посещали местный музей, восхищались навесным мостом… Многие люди, хоть раз посетившие этот фестиваль, берут за традицию приезжать сюда каждый год. Соприкосновение с древностью, нетронутыми лесами, тайнами, которые хранятся в этом крае, зовут в путь, за 350 километров от Петербурга.

(Текст приведен поссылке https://nevnov.ru/571234-zemlya-nasha-velika-i-obilna-istoriya-odnogo-iz-samyh-drevnih-narodov-leningradskoi-oblasti).

Новость размещена 06.07.2018 г.