...

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

...
НОВОСТИВИДЕО-НОВОСТИДОСКА
ОБЪЯВЛЕНИЙ
АНОНСЫНАЦИОНАЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАВОВЫЕ
ДОКУМЕНТЫ
ФОРУМПРОЕКТЫНАРОДНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ
УРОКИ
ЯЗЫКА
КАЛЕНДАРЬ
ПАМЯТНЫХ
ДАТ
БИБЛИОТЕКАМИНИ-МУЗЕИКАРТЫФОТОАРХИВФИЛЬМОТЕКАФОНОАРХИВМУЗЫКАЛЬНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
ТРАДИЦИОННАЯ
КУХНЯ
НАРОДНЫЕ
КОСТЮМЫ
ОРНАМЕНТЫССЫЛКИ

В ДЕНЬ КОШЕК - О КОШКАХ У ВЕПСОВ


 


Кошка (по вепсски KAŽI), по вепсским поверьям - демонологическое животное, имеющее различные связи со всякого рода нечистью, и поэтому опасное для человека. У населения выработался своеобразный метод защиты от пресмыкающихся: обрубание хвостов у кошек, в некоторых деревнях этот обряд имеет другую мотивацию – «чтобы кошка не лазала на стол». У вепсов было обычаем выгонять животное из дома во время грозы. Считалось, что в этот период молния охотится за нечистой силой и таким образом может залететь в избу. 
Особую боязнь среди вепсов вызывала черная кошка. Представление о черной кошке как демоне зла отразилось в примете: «Черная кошка пробежала – к плохому». О семье, где царил разлад, говорили: «Там серая кошка по полу прошла» или «Пестрая кошка пробежала». 
Вепсы в виде кошки, прицепившейся к спине, представляли озноб. О человеке, которого лихорадило, говорили: «У него кошка на спине». Считалось, что шерсть и кости кошек и собак обладают вредоносной силой. У колдунов они использовались для порчи свадеб. 
Кошке приписывали вещие способности. Вепсы верили, что кошка предсказывает покойника, если спит на спине, задрав нос кверху. Считалось, что особое чутье кошка имеет по отношению к нежданному гостю. Это отразилось в приметах: «Кошка моется - гости придут; посреди половицы моется – придут мужчины; а на щели сидит и моется – придет женщина»; «Кошка моется, да в сторону отойдет – нищий придет». 
По многим приметам кошка считалась предсказателем погоды: «Кошка поднялась на печь – к холоду»; «Кошка скребется – к дождю»; «Кошку рвет – дождь будет», «Кошка царапает дерево – будет ветер». 
Вепсы почтительно относились к кошке. Ей полагалось отдавать одну рыбу от улова, принесенного в дом рыбаком. Кошку называли хозяином – покровителем дома. Она играла роль первого животного в обряде перехода в новый дом, иногда разделяя эту функцию вместе с петухом. 
У вепсов существовал запрет убивать кошку, иначе семью, оставшуюся без покровителя, будут преследовать несчастья. Нельзя было также бить и пинать кошку. За нарушение этого запрета человек получал болезни. В предписаниях для беременной женщины данный запрет оговаривался особо. Если будущая мать будет пинать кошку, это принесет болезнь ее ребенку. 
Вепсские представления о кошке – домашней покровительнице – позволяют наметить некоторые стадии в развитии мировоззрения. Первоначально кошка – хозяин дома, далее идут упоминания о появлении духа – хозяина дома в облике кошки, затем кошка – спутник духа – хозяина дома или хлева. 
По народным поверьям, наиболее частыми местами обитания кошки и домового являются подполье и печь. Среди вепсов бытовали представления об излечивающей силе кошки или ее тела. Одним из способов лечения любого заболевания у ребенка было намазывание его сметаной, которую облизала кошка. Считалось, что, если потереть нос кошачьим хвостом, можно избавиться от насморка. 
В вепсских сказках кошка может выступать как положительным, так и отрицательным персонажем. В ряде вепсских пословиц кошка выступает как женский, в какой-то мере отрицательный символ: «Бабья душа, да кошкина душа, не скоро выходит»; «Девушка не кошка, в окно не выбросишь». В вепсских сравнениях внешние данные кошки, ее черты характера соотносятся с человеческими: «Рожа как у кошки», «В кошкином глазу, да в твоем глазу нет стыда», «Кошачий нос да твой нос всегда чует». 
В вепсском традиционном мировоззрении существовал яркий и противоречивый комплекс представлений о кошке. В нем выделяются достаточно убедительные верования и обряды, связанные с почтительным отношением к этому животному: связь с домашними духами – покровителями; очищающая, излечивающая и продуцирующая сила; сходство с человеком; запреты на убийство и битье. Одновременно с этими явлениями в результате наблюдений над биологической природой кошки, рациональных, социальных и религиозных факторов складывалось противоположное мнение о кошке. При этом особым центром актуализации «кошачьих представлений» обоих полюсов оказалась территория расселения вепсов (капшинских и южных). 

Текст написан Валентиной Лебедевой на основе книги Винокуровой И.Ю. «Животные в традиционном мировоззрении вепсов (опыт реконструкции)».

 

Новость опубликована 01.03.2018 г.